Алексей Александрович
Хисматулин
Биография
2 апреля 1966 г.
Родился в 3.30 утра в г. Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье служащих. Рос без отца. Фамилия — по матери. Воспитывался матерью и бабушкой. С семи лет стал занимать спортом (плавание), показывая неплохие результаты. Из-за занятий спортом сменил три общеобразовательных школы.
1979 г.
Был приглашён с Школу-интернат спортивного профиля №62 (ШИСП-62, ул. Хлопина, д. 10/ул. Гжатская, д. 4), сейчас — Колледж (Училище) олимпийского резерва №1. В 13 лет переехал в Ленинград.
1980—1984 гг.
С 1980 г. стал членом юношеской Сборной СССР по плаванию в бригаде заслуженного тренера СССР Генриха В. Яроцкого (1935—2018). С 14 лет участвовал в международных соревнованиях различного уровня в стране и за рубежом. Мастер спорта СССР. В 1984 г. закончил ШИСП-62 и принял решение завершить профессиональную карьеру спортсмена.
1984 г.
Поступил на отделение Истории Афганистана кафедры Ближнего Востока Восточного факультета ЛГУ.
1985—1987
После первого курса был призван в армию. Служил в ТуркВО (Ашхабад) — в учебной части, Ташкент — в СКА и ЗакВО (Волгоград) — в кадрированной части.
1991 г.
Восстановившись после службы, с отличием закончил Востфак, написав под руководством Александра Л. Грюнберга (1930—1995) дипломную работу Смерть и похоронный обряд в исламе, которая затем была издана в виде монографии вместе с дипломной работой Викторией Ю. Крюковой Ритуальная чистота в зороастризме и исламе (смерть и похоронный обряд), чьим руководителем был тоже А. Л. Грюнберг.
1991—1995 гг.
Аспирант СПбФ ИВ РАН.
1997 г.
Под научным руководством Олега Ф. Акимушкина (1929—2010) и Станислава М. Прозорова (род. 1938) защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа (на основе персидских письменных источников XII—XVI вв.), которая за год до защиты была опубликована в виде монографии под названием Суфийская ритуальная практика (на примере братства Накшбандийа). Оппонентом с ярким отзывом выступил Иван М. Стеблин-Каменский (1945—2018).
1997 г. по н.в.
М.н.с, н.с., ст.н.с., в.н.с. Сектора Среднего Востока СПбФ ИВ РАН и Отдела Ближнего и Среднего Востока ИВР РАН.
Видео материалы
-
Первая часть
1 часть/серия
Фотогалерея
-
-
Сагадеевские чтения, 2013 г.
-
Первый международный конгресс Евразийской ассоциации иранистов
-
Конференция "Письменное наследие на персидском, арабском и тюркском языках"
-
На конференции "Проблемы изучения, описания и каталогизации арабографического рукописного наследия" в РНБ
-
Форум российских иранистов, с Х. Хадавимогаддамом
-
Конкурс "Книга года-2006"
-
-
Отзыв И.М. Стеблин-Каменского о кандидатской диссертации А.А. Хисматулина
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
А.А. Хисматулин, О.М. Ястребова, П.М. Алибекова
Награды
18 July 2021
Победитель 12-го конкурса Farabi International Award в номинации «Исламоведение»
Публикации
Редактирование и издание текстов
Мудрость суфиев. Пер. с перс. О. М. Ястребовой, Ю. А. Иоаннесяна, Б. М. Бабаджанова. Составление, вступ. статья, словарь А. А. Хисматулина. СПб.: «Азбука» & «Петербургское Востоковедение», 2001. — 448 с. Серия: Сокровенный свет.
Абу Йусуф Йа‘куб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-Харадж. Пер. с араб. и коммент. А. Э. Шмидта. Супракомментарии к переводу А. С. Боголюбова. Подготовка к изданию, вступит. ст. и указ. А. А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. — XXXIII + 415 с. Серия: Памятники культуры Востока, XVI. — архивный материал из Архива востоковедов ИВР РАН.
Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). Сб. ст. памяти Фритца Майера (1912–1998). Сост. и отв. ред. А. А. Хисматулин. СПб.: Филологический факультет СПб ГУ, 2001. 394 с. ISBN 5–8465–0040–4. Серия: Азиатика.
Алескерова Н.Э. Суфийское братство Гюлшанийа. Отв. ред-р О.Ф. Акимушкин; редактор А. А. Хисматулин. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 160 с. — (Orientalia). ISBN 5-85803-211-7
Руми, Джалал ад-дин, Мухаммад. Маснави-йи ма‘нави («Поэма о скрытом смысле»). Первый дафтар (бейты 1–4003) — Пер. с перс. О. Ф. Акимушкина, Ю. А. Иоаннесяна, Б. В. Норика, А. А. Хисматулина, О. М. Ястребовой / Общ., науч. редакция и указ. А. А. Хисматулина. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. — 448 с. ISBN 978–585803–345–5
Руми, Джалал ад-дин, Мухаммад. Маснави-йи ма‘нави («Поэма о скрытом смысле»). Третий дафтар (бейты 1—4810) / Пер. с перс., примеч. и указ. О. М. Ястребовой / Под ред. А. А. Хисматулина. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2010.
Руми, Джалал ад-дин, Мухаммад. Маснави-йи ма‘нави («Поэма о скрытом смысле»). Пятый дафтар (бейты 1—4238) / Пер. с перс. О. М. Ястребовой / Под ред. А. А. Хисматулина. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2011.
Руми, Джалал ад-дин, Мухаммад. Маснави-йи ма‘нави («Поэма о скрытом смысле»). Шестой дафтар (бейты 1—4916) / Пер. с перс. А.А. Хисматулина, О. М. Ястребовой / Под ред. А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2012.
‘Абд ал-Хусайн Зарринкуб. Ценность суфийского наследия. Пер. с перс. М.С. Махшулова. Предисловие и общая редакция А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2012.
Прозоров С.М. (ред.). Ислам на территории бывшей Российской империи : Энциклопедический словарь. Том II. Научный консультант В.О. Бобровников. Указатели: С.М. Прозоров, Т.Н. Сатпаева, А.А. Хисматулин (М.: Наука; Восточная литература, 2018) — 645 с.: илл.
Науч. ред-р. Балил ‘Абд ал-Карим. Терминология Корана: лингвистический и семантический анализ. Пер. с англ. С. М. Коваленко (СПб: ПВ, 2022).
Монографии и переводы
Суфийская ритуальная практика (на примере братства Накшбандийа). СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. 208 с. Серия: Orientalia. ISBN 5–85803–074–2
Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме (в соавторстве с В. Ю. Крюковой). СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1997. 272 с. Серия: Orientalia. ISBN 585803–096–3
Суфизм. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. 272 с. Серия: Мир Востока, III. ISBN 5–85803–133–1
Классическое суфийское сочинение “Кимийа-йи са‘адат” (“Эликсир счастья”) Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси (1058—1111). СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. 224 с. Серия: Культура и идеология мусульманского Востока, III. ISBN 585803–190–0
Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Кимийа-йи са‘адат («Эликсир счастья»). Часть 1: ‘Унваны 1–4. Рукн 1. Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указатели А. А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. LII + 332 с. Серия: Памятники культуры Востока, XVII (1). ISBN 5–85803–210–9
Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Кимийа-йи са‘адат («Эликсир счастья»). Часть 2: Рукн 2: Обычаи (с Прилож. А и В). — Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А. А. Хисматулина. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. Серия: Памятники культуры Востока, XVII (2). ISBN 987–5–85803–359–2
Сочинения имама ал-Газали. Серия «Назидательная литература эпохи Салджукидов на персидском языке: Оригиналы и подделки» (II). СПб.: Петербургское Востоковедение; М.: Садра, 2017. — 640 с.
Ал-Газали, Мухаммад Абу Хамид. Кимийа-йи са‘адат (Эликсир счастья). Том 1: Унваны 1–4. Рукн 1. Пер. с перс. и вступ. ст. А. А. Хисматулина. СПб.; Казань: Петербургское Востоковедение, 2018. — 352 с. Переработанное издание 2002 г.
Амир Му‘иззи Нишапури. Сийасат-нама / Сийар ал-мулук («Книга о правлении»/«Жития владык»): подделка, приписанная Низам ал-мулку СПб.: Петербургское востоковедение; М.: Садра; 2020. Серия «Назидательная литература эпохи Салджукидов на персидском языке: Оригиналы и подделки» (I) — 664 с. с илл.
Сочинения имама ал-Газали. М.-СПб: ПВ & Садра, 2021. — 640 с. (Переизд. 2017 г.)
Рецензии и отзывы
Рецензия на (Buchbesprechungen): Shihab al-Din Yahya ibn Habash Suhrawardi: The Book of Radiance. A parallel English-Persian text. Edited and translated, with an introduction by Hossein Ziai. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 1998. Der Islam. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2000. Bd. 77/2. S. 350–351.
Рецензия на (Buchbesprechungen): Schiffer, Reinhold. British Travellers in 19th Century Turkey (Oriental Panorama). Editions Rodopi B. V., Amsterdam-Atlanta, GA, 1999. VIII + 445 p. Der Islam. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2001. Bd. 78. S. 200–202.
Рецензия на: Резван Е.А. Коран и его мир. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. 608 с. Этнографическое обозрение. № 6. М., 2003. С. 154–156.
Рецензия на (Buchbesprechungen): Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 3: Arabic, Persian and Turkic Manuscripts (15th — 19th Centuries) / Ed. by Anke von Kugelgen, Ashirbek Muminov, Michael Kemper. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2000. (Islamkundliche Untersuchungen 233). 571 pp. Der Islam. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2003. Bd. 80. S. 379–383.
Отзыв официального оппонента на: диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 (история философии) и автореферат диссертации Батыркаева Тимура Oлеговича по теме: Коран и религиозно-политическая борьба среди российских мусульман в конце XVIII—начале XX вв. (Поволжье, Урал).
Внешний отзыв на диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 (всеобщая история) Соболева Владислава Георгиевича по теме: Мусульманские общины в государствах Западной Европы в 1990-е гг.
Внутренний отзыв на рукопись диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата исторических наук Норика Бориса Вячеславовича Литераурные круги Мавераннахра XVI — первой трети XVII вв. (по тазкира Хасана Нисари и Мухаммада МУТРИБИ). Отзыв датирован 15 ноября 2004 г.
Отзыв официального оппонента на диссертацию Паленко Михаила Сергеевича на соискание учёной степени кандидата философских наук (по специальности 09.00.03 – история философии) по теме: Предпосылки формирования философской категории «душа»в творчестве Абу Хаййана ат-Таухиди. Отзыв датирован 11 июня 2013 г.
Отзыв официального оппонента на диссертацию Ивановой Ирины Владимировны на соискание учёной степени кандидата философских наук (по специальности 09.00.03 – история философии) по теме: Философские идеи в суфийском учении ал-Джунайда ал-Багдади. Отзыв датирован 11 июня 2013 г.
Статьи
“Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа: теомнемия (зикр)” в: Петербургское востоковедение. СПб., 1995. Т. 7. С. 243–262.
“Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа: аудирование (сама‘)” в: Петербургское востоковедение. СПб., 1996. Т. 8. С. 120–156.
“О сочинении «Эликсир счастья» Абу Хамида ал-Газали ат-Туси” в: Страны и народы Востока. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1998. Т. ХХХ. С. 204–228.
“О критике петербургского востоковедения” в: Вестник Восточного института. СПб., 1998. № 2 (7), Т. 4. С. 53–90.
“Kimiya-yi sa‘adat by Abu Hamid Muhammad al-Ghazali al-Tusi: Some Textual Observations” in: Manuscripta Orientalia / Ed. by Irina Petrosyan. St. Petersburg: Thesa, 1999. Vol. 5 No 3.
“Some notes on the Kimiya-yi Sa‘adat («The Elixir of Happiness») by Abu Hamid al-Ghazali at-Tusi” in: S. Leder at al. (eds). Studies in Arabic and Islam. Proceedings of the 19th Congress Union Europeenne des Arabisants et Islamisants Halle (Saale) 1998. Lueven-Paris-Sterling, VA: Uitgeverij Peeters, 2002. P. 469–484.
“Туалеты и урны: ислам” в: Сосуды тайн: туалеты и урны в культурах народов мира. Составители И. А. Алимов, А. А. Хисматулин. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2002. С. 122–145. ISBN 5-85803-204-4 (Петербургское Востоковедение), ISBN 5-352-00188-1 (Азбука)
“Books published in Russia” in: Studies on Persianate Societies. Vol. 1. (2003/1382). P. 139–146.
“Books and Periodicals on Persianate Societies Published in Russia” in: Studies on Persianate Societies. Vol. 2 (2004/1383). P. 211–217.
“Время и пространство в суфизме: точка зрения М. Парсы (Zaman wa-Makan in Sufism: M. Parsa’s view)” в: Восприятие пространства и времени в культурах Центральной Азии. Тексты некоторых выступлений на международной конференции, организованной IFEAC в 2000 г. в Ташкенте (дополнение к № 4 серии Documents de travail de l’IFEAC). Ташкент, 2004. С. 77–81. Серия: Documents de travail de l’IFEAC («Рабочие документы ИФЕАК»). Выпуск 6 (январь 2004 г.).
“Божественное знание (‘Илм-и ладуни)” в: Аль-Газали, Абу Хамид. «Наставление правителям» и другие сочинения. М.: «Ансар», 2004. С. 167–198.
Иранистика в Азиатском музее–ИВР РАН на сайте: http://iranica.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=411&Itemi d=94
“«The Alchemy of Happiness»: Al-Ghazali’s Kimiya and the origins of the KhwajaganNaqshbandiyya Principles” in: Insights into Classical Arabic Literature and Islam / Ed. by S. Günther. IHS 58. Leiden: Brill, 2005. P. 227–271.
“ал-Басира”; “ал-Джазба”; “ал-‘Илм ал-ладуни”; “Кимийа-йи са‘адат”; “анНисба”; “ат-Тасарруф”; “Хваджаган” в: Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь (= далее ИТБРИ) / Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М.: «Восточная литература» РАН, 2006. Т. 1. С. 55–56; 133–134; 156–157; 196–197; 311; 370371; 417–425 (соответственно статьям).
“The notion of terrorism: irhab in traditional Islamic thought and its significance today” in: Pluralisme et reconnaissance. Defis des particularismes et des minorities. Paris: IIIT France, 2008. P. 271–276.
“Имам ал-Газали и виды научного творчества” в: Ирано-Славика. 2007 № 1–2 (14). С. 41–49.
“To Forge A Book In The Medieval Ages: Nezam al-Molk’s Siyar al-Moluk (SiyasatNama)” in: S. Arjomand (eds). The Journal of Persianate Studies. Vol. 1 No. 1. Leiden: Brill, 2008. P. 30–66.
“Виды мусульманской научной литературы в X—XV вв.: сочинения (тасниф) и компиляции (та’лиф)” в: Рахмат-наме. Сб. статей в честь 70-летия Р. Р. Рахимова / Отв. ред. М. Е. Резван. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С. 410–443.
“The Art of Medieval Counterfeiting: the Siyar al-muluk (the Siyasat-nama) by Nizam alMulk and the “Full” Version of the Nasihat al-muluk by al-Ghazali” in: Manuscripta Orientalia / Ed. by Maryam E. Rezvan. St. Petersburg: Thesa, 2008. Vol. 14 No. 1 (June 2008). P. 3–31.
“Очерк истории иранистики исламского периода в Санкт-Петербурге и Казани. Часть 1” в: Фундаментальные проблемы культурологи. В 4 т. Том III: Культурная динамика. СПб: Алетейя, 2008. C. 142–150.
“Юбилей Олега Федоровича Акимушкина” в: ППВ 1 (10). Весна-лето 2009. М.: Наука, 2009. С. 238–240 (в соавторстве с А. И. Колесниковым).
The Forms of Islamic Scholarly Literature: jam‘, ta’lif and tasnif in the Medieval Ages (the 4/10th – 9/15th cent.) in: ASPS Fourth biennial convention — Persianate societies and the Subcontinent. Lahore, Pakistan (26 Feb–2 March, 2009). С. 101. Тезисы.
A Step From Paradise: Barzakh in the Ahl-i Haqq teachings. “Roads to Paradise” in: Eschatology and Concepts of the Hereafter in Islam. Göttingen, Germany (26.05–31.05.2009). Тезисы.
“Метод компиляции средневековой рисалы на примере Рисала-йи абдалийа Йа‘куба Чархи” в: Иран-Намэ №4 (2009). С. 64–82.
Предисловие к кн. Сто изречений Остада Элахи. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. С. 3–15.
“Олег Фёдорович Акимушкин (17.02.1929-31.10.2010)” в: ППВ, 1 (14), М.: ВЛ, 2011. С. 300―303. Совместно с А.А. Ивановым (ГЭ).
“Транслитерация арабографичных имен собственных и топографических названий: проблемы унификации в научных изданиях и СМИ на постсоветском пространстве” в: Иран-намэ. 1 (17), 2011. С. 255–264. м
“Usage of Authoritative Names in Medieval Falsifications: Imam Abu Hanifa and al-Ghazali” in: Culture of Tajiks and its value in a civilization of the people of the Central Asia and the Near East. Dushanbe, 2011. C. 250―264.
“Олег Фёдорович Акимушкин (17.02.1929—31.10.2010)” в: Pax Islamica, 1 (6). М.: Фонд Марджани, 2011. С. 179―185. Совместно с А.А. Ивановым (ГЭ).
“Oleg Fedorovich Akimushkin (1929—2010)” in: Iran Nameh. Vol. 26, No. 1–2, Spring 2011.
Предисловие к кн. ‘Абд ал-Хусайн Зарринкуб. Ценность суфийского наследия / Пер. с перс. М.С. Махшулова. Предисловие и общая редакция А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2012.
“В. Иванов об учении Ахл-и Хакк” в: ППВ 1(16), 2012. С. 16–19.
“Насихат ал-мулук ал-Газали: оригинал и подделка” в: Ислам в мультикультурном мире. Тезисы доклада. Казань, 2012.
“A Literary Fake in the Islamic Middle Ages: New Evidences to the Problem of Authenticity of the “Second Part” of the Nasihat al-Muluk by al-Ghazzali” in: 900. Vefat Yilinda Imam Gazzali Milletlerarasi Tartişmali Ilmi Toplanti, 07–09 Ekim 2011 (Istanbul 2012), 493—503.
“Ja‘l-i kitab dar qurun-i miyana: Siyar al-muluk (Siyasat-nama) athar-i Nizam al-mulk” in: Kitabmah-i adabiyat 70 (bahman 1391/ 2013). S. 4–17 (In Persian)
“Two Mirrors for Princes Fabricated at the Saljūq Court: Nizām al-Mulk’s Siyar al-mulūk and al-Ghazālī’s Nasīhat al-mulūk” in: The Idea of Iran: The Age of the Great Saljuqs. London, 2013. Pp. 94—129.
“Назидательные сочинения ал-Газали. Часть 2: Четыре письма имама” в: Учёные записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные науки. Казань, 2013. Т. 155, кн. 3, ч. 2. С. 31–53.
“Назидательные сочинения ал-Газали. Часть 1: Насихат ал-мулук” в: Учёные записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные науки. Казань, 2013. Т. 155, кн. 3, ч. 2. С. 18–30.
“Учение Ахл-и Хакк в исследованиях В.Иванова” в: С.М. Прозоров, Х. Элназаров (ред.). Русские учёные об исмаилизме. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; НесторИстория, 2014. С. 45–52. “The Teachings of the Ahl-i Haqq in the Studies of Wladimir Ivanow” in: S. Prozorov and H. Elnazarov (eds). Russian Scholars on Ismailism. (St. Petersburg, 2014), 45–52.
“The Destiny of a Genius Scholar: Marijan Molé (1924–1963) and His Archives in Paris” in: Manuscripta Orientalia 2014; 20(2):45–56. (with Samra Azarnouche).
“Two Mirrors for Princes Fabricated at the Seljuq Court: Nizām al-Mulk’s Siyar al-mulūk and al-Ghazālī’s Nasīhat al-mulūk” in: The Age of the Seljuqs. The Idea of Iran vi, edited by Edmund Herzig and Sarah Stewart, (London: I. B. Tauris, 2015), 94–130.
“The Origins of Iranian Studies in Russia (Nineteenth to the Beginning of the Twentieth Century)” in: Iranian Studies 2015;48(5):663–673.
Description of Fonds Molé at the IRHT (CNRS)
“Средневековый та‘лиф: текстологический анализ и перевод Рисала-йи абдалийа Йа‘куба Чархи” в: ARS ISLAMICA. Под ред. Аликберова А. К., Пиотровского М. Б. М.: Восточная литература, 2016. 392—436.
“Just a Step away from Paradise: Barzakh in the Ahl-i Haqq Teachings” in: Roads to Paradise: Eschatology and Concepts of the Hereafter in Islam, 2 vols, ed. by S. Günther, T. Lawson, Ch. Mauder (Leiden: Brill, 2017), i, 689–700.
“Пособия имама Мухаммада ал-Газали для студентов” в: Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):119–125.
“The Persian Mirrors for Princes Written in the Saljuq Period: the Book Series” in: Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 2019;11(3):321–344.
“Jāmī’s Statement on the Authorship of the Anīs al-tālibīn” in: Jāmī and the Intellectual History of the Muslim World: The Trans-Regional Reception of ‘Abd al-Rahmān Jāmī’s Works, c. 9th/15th—14th/20th. (Leiden: Brill, 2019), 309—342.
“Islamic Education Reflected in the Forms of Medieval Scholarly Literature: Jam‘, Tā’līf, and Tasnīf in Classical Islam” in: Günther S. (ed.) Knowledge and Education in Classical Islam: Religious Learning between Continuity and Change (2 vls.). (Leiden, Boston: Brill; 2020), vol. 1, p. 475–487.
“Оригиналы и подделки в книжной серии «Назидательная литература эпохи Салджукидов на персидском языке»” в: Ориенталистика. 2020;3(2):497–536.
“Визуализация образа в суфизме как способ связи с потусторонним миром” в: Посредничество между реальным и потусторонним миром в мусульманских религиозных практиках. Сборник статей. Отв. ред. П.В. Башарин, Н.А. Филин. М.: РГГУ, 2021. С. 23–27.
“Связь Фустат ал-‘адала с Сийар ал-мулук: текстологический анализ” в: Ориенталистика. 2021;4(1):150–189.
“Истоки иранистики в Санкт-Петербурге и её эволюция” in: Табл 1399/2021; 4:159— 177 (in Persian).
“AL-KHARAQANI, ABU’L-HASAN” in: Encyclopaedia of Islam, THREE, pp. 69–71.
“Kimia-ye sa‘adat” in: Encyclopaedia Iranica Online (In English). Vol. XVII, fasc. 2, p. 212–218.
“Attribution of an Anonymous Qasida Appended to the First Redaction of the Siyar alMuluk: Stylometry Results” in: Fruit of Knowledge, Wheel of Learning. Essays in Honour of Carole and Robert Hillenbrand. Ed. by Ali M. Ansari and Melanie Gibson, in 2 vls. (London: Gingko Library, 2022), i, pp. 108–121.
“Destiny of the Unpublished Works by Molé on the Naqshbandiya” in: Azarnouche, Samra (ed.). À la recherche de la continuité iranienne: de la tradition zoroastrienne à la mystique islamique. Recueil de textes autour de l’œuvre de Marijan Molé (1924–1963). (Turnhout: Brepols, 2022), 213–267.
“Отжившие переводы: секс, алкоголь и астрология в Кабус-нама” в: Петербургское востоковедение: альманах. Юбилейный выпуск (СПб.: Петербургское Востоковедение, 2022), 28–49.
Способы создания исторических вымыслов в Чахар-макала («Четыре беседы») Низами ‘Арузи Самарканди (сер. VI/XII в.). Ориенталистика. 2023;6(2):306–345.