Евгения Антоновна
Фролова
Биография
1951 г.
Окончила философский факультет МГУ.
1954 г.
Защитила кандидатскую диссертацию по теме «О связи языка и мышления» в МГУ.
1961 г.
Начала работу в Институте философии РАН.
1985 г.
Защитила докторскую диссертацию по теме «Вера и знание в арабской философии».
Видео материалы
-
Первая часть
1 часть/серия
-
Вторая часть
2 часть/серия
Фотогалерея
Награды
Публикации
Избранные статьи
Ранний ислам // Наука и религия. 1971. № 10. С. 57.
Проблема Декарта в современной арабской философии // Вопросы философии, 1969. № 5. С. 120-127.
Мыслить, чтобы существовать. Спор о Декарте и [современная] арабская философия // Азия и Африка сегодня. 1968. № 8. С. 34-36.
Критика философских взглядов современного ливанского философа К.Ю. аль-Хаджа // Современная философская и социологическая мысль Востока. М., 1965. С. 155-176.
Эпос кочевья и лирика оседлости. Нравственные ценности в древней и средневековой арабской поэзии // Историко-философский ежегодник. М., 1988. С. 72-93. Эпос кочевья и лирика оседлости. Нравственные ценности в древней и средневековой арабской поэзии // Историко-философский ежегодник. М., 1988. С. 72-93. Эпос кочевья и лирика оседлости. Нравственные ценности в древней и средневековой арабской поэзии // Историко-философский ежегодник. М., 1988. С. 72-93.
Наука и ислам (некоторые философские аспекты их взаимоотношений) // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. Сб. ст. Отв. ред. Степанянц М.Т., Шаймухамбетова Г.Б. М.: Наука: Главная редакция Восточной литературы, 1987. С. 117-134.
Отношение арабских философов к проблеме знания и веры, науки и религии // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. Сб. ст. Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. С. 166-180.
Фролова Е.А. Проблема метода в наследии Ибн Сины // Вопросы философии. 1980. №9. С. 87-98.
Индивидуальное бытие, искомое, но не найденное // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения / Отв. ред. Е. А. Фролова. М.: Вост. лит. РАН, 1998. С. 115-145.
Человек—мир—Бог в средневековой исламской культуре // Бог—человек—общество в традиционных культурах Востока. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Наука. Издательская фирма: «Восточная литература», 1993. С. 144-155.
Das problem der Wahrheit des Wissens in der arabo-islamischen Philosophie // Knowledge and science in medieval philosophy. Helsinky, 1991.
Рационализм в арабо-мусульманской философии (вместо введения) // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии. Отв. ред. Е. А. Фролова. М.: Наука, 1990. С. 4-23.
Рационализм и стоико-скептические мотивы в философии Абу Хайана ат-Таухиди // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии. Отв. ред. Е. А. Фролова. М.: Наука, 1990. С. 170-193.
Арабская мысль и ценности современного мира // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. С. 244-259.
Философское исламоведение в Институте философии (60-е гг. ХХ — 20-е гг. XXI в.) // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. No 2. С. 118–127. DOI: 10.21146/2949-1126-2024-2-2-118-127
Природа, общество, Бог: религиозно-философская концепция Камала Йусуфа ал-Хаджа // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. No 1. С. 38–56. DOI: 10.21146/2949-1126-2024-2-1-38-56
Место природы в арабо-мусульманской культуре // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2022. № 10. = Israq: Islamic Philosophy Yearbook: 2022. № 10. М.: ООО «Садра», 2022. С. 431–445.
Проблема метода в наследии Ибн Сины // Философия. Культура. Религия: Восток – Запад: Сагадеевские чтения-2021: сборник статей / Сост. и отв. ред. Н. С. Кирабаев. М.: РУДН, 2021. С. 81–105.
Революция в свете исторического опыта арабских стран // Революция и эволюция в исламской мысли и истории: сборник статей / отв. ред. Ю.Е. Федорова. М.: ООО «Садра», 2020. С. 15–22.
«Арабский разум» в исламской культуре. От Средних веков к Новому времени // Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 1. С. 107-126. DOI: 10.22311/2074-1529-2020-16-1-107-126
«Арабский разум» в культуре ислама (средние века) // Ислам в современном мире. 2019. Т. 15. № 4. С. 37-54. DOI: 10.22311/2074-1529-2019-15-4-37-54
«Арабский разум». Его начала в бедуинской поэзии. Ислам в современном мире. Т. 14. № 4. 2018. С. 25-44. DOI:10.22311/2074-1529-2018-14-4-25-44
The Concept of Epistemological Rupture in the Work of the Moroccan Philosopher, Muḥammad ‘Abid al-Jabiri // Russian Studies in Philosophy. V. 56. No 3. 2018. Pp. 198-213. DOI: 10.1080/10611967.2018.1459377
Х. Ханафи и М.А. аль-Джабири: два подхода к современной арабо-исламской культуре // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2016. № 7. = Israq: Islamic Philosophy Yearbook: 2016. № 7. М.: Наука – Вост. лит., 2016. С. 202-216.
Арабское «Возрождение» как проект модернизации // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 11-18.
Концепция эпистемологического разрыва у ал-Джабири // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №2 = Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 2. М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2011. С. 238-253.
Арабские философы-марксисты // История философии. № 14. М.: ИФ РАН, 2009. С. 85-110.
Концепция веры и разума в современной арабской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. Отв. ред. М.Т. Степанянц. Серия «Сравнительная философия». Вып. 3. М.: Вост. лит., 2008. С. 187-195.
Концепции греха в исламской теологии и философской мысли // Универсалии восточных культур. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 141-179.
Коллективные монографии
Ислам и модерн: сборник статей / Пер. с перс. И. Р. Гибадуллина; науч. ред. Е. А. Фролова. М.: Садра, 2017. 277 с. Ислам и модерн: сборник статей / Пер. с перс. И. Р. Гибадуллина; науч. ред. Е. А. Фролова. М.: Садра, 2017. 277 с.
Средневековая арабская философия: Проблемы и решения / Отв. ред. Е. А. Фролова. М.: Вост. лит. РАН, 1998. 527с. (Серия «История восточной философии» / РАН. Ин-т философии).
Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии. Отв. ред. Е. А. Фролова. М.: Наука, 1990. 230 с.
Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. Перевод с арабского и фарси-дари. Редкол.: М.С. Асимов (отв. ред.), Е.М. Примаков, Э.Ю. Юсупов, Г.А. Ашуров, В.Е. Евграфов, Е.А. Фролова. Москва: Наука, 1980. 551 с.
Средневековая арабская философия: Проблемы и решения / Отв. ред. Е. А. Фролова. М.: Вост. лит. РАН, 1998. 527с. (Серия «История восточной философии» / РАН. Ин-т философии).
Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии. Отв. ред. Е. А. Фролова. М.: Наука, 1990. 230 с.
Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. Перевод с арабского и фарси-дари. Редкол.: М.С. Асимов (отв. ред.), Е.М. Примаков, Э.Ю. Юсупов, Г.А. Ашуров, В.Е. Евграфов, Е.А. Фролова. Москва: Наука, 1980. 551 с.
Моногорафии
Дискурс арабской философии. М.: Языки славянских культур, ООО «Садра». 2016. 311 с. (Серия «Философская мысль исламского мира». Т. 8).
Дискурс современном арабской философии. Ч. 1. М.: Языки славянских культур, 2012. 72 с. (Серия «Философская мысль исламского мира». Т. 4).
Арабская философия: прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010. 464 с. (Серия «Философская мысль исламского мира». Т. 2).
Проблема веры и знания в арабской философии. М.: Наука, 1983. 169 с.