Go to the top

Фарид Абдуллович
Асадуллин

Биография

Научная карьера

Родился 3 февраля 1955 г. в г. Казани. В 1978 окончил восточный факультет ЛГУ, аспирантуру в 1983 г. Работал переводчиком в Йемене, Ливии и других арабских странах. Стажировался в богословском университете "Аль-Азхар" в Каире. Сотрудник ИВ РАН с 1984 г. В 1992—1993 — автор и ведущий исламского блока религиозно-просветительской программы "Ныне" на Центральном телевидении; в 1994—1995 — слушатель Дипломатической академии МИД РФ; в составе правительственных делегаций РФ принимал участие в межгосударственных переговорах с высшим руководством Ирана, Афганистана, Пакистана, Египта, Сирии и Ливана.

Преподавание

Курс "Основы исламской догматики, этики и культуры". Факультет права, Высшая школа экономики. Курс «Хадисоведение» Центр арабистики и исламоведения ИСАА МГУ им М.В.Ломоносова

Видео материалы

Фотогалерея

Награды

31 January 2005

Благодарность Мэра Москвы Ю.М. Лужкова

23 September 2005

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

26 February 1997

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Публикации

Статьи и доклады

1. Ливийская Джамахирия: о некоторых аспектах социально-культурной жизни страны в 80-е годы // Народы Азии и Африки. 1989.№3.
2. В наше время джихад невозможен // «Российская газета». 18.01.1996. с.1 3. Муфтият призвал верующих к миру. Не нужно спекулировать исламскими лозунгами // «Независимая газета. 21.02.1996. с. 4-5.
4. Мусульмане вне поля зрения. в России рано говорить о религиозном плюрализме // «Независимая газета». 20.03.1996. с. 7 5. Раздел «Ислам» // Энциклопедия для детей. Том 6. М.: «Аванта +», 1996 (в соавторстве). 1 п.л.
6. Раздел «Ислам» // История религии. Том 2. М.: Инфра – М., 1997 (в соавторстве). 1 п.л.
7. Мусульманская община столицы: прошлое, настоящее, будущее // Ислам Минбаре (Трибуна ислама). 1997, №№7-8 (в соавторстве) 1 п.л.
8. Ислам и средневековая Москва: становление традиции веротерпимости // Материалы международной конференции «Мусульмане Москвы накануне XXI века». М., 1998. 0.3 п.л.
9. Москва // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. М.: «Восточная литература», 1998. 0,4 п.л.
10. Ислам и современное российское государство // «Известия» 18.02.2000 (в соавторстве). 0.3 п.л.
11. Islam and interconfessional cooperation in Russia // Trialog and Zivilgesellschaft. Band 2. Berlin : Vftctnata Verlag/ 2001. Pp. 67-81. 0,75 п.л.
12. Мусульманская община Москвы : взгляд в XXI век // Наши соотечественники – Ватандашлар. 2001, №№ 3-6. 2 п.л.
13. Исламское измерение истории Москвы // Диалоги. 2003, № 2. 1 п.л.
14. Ислам и Европа ( к вопросу обретения цивилизационных корней) // Вестник Международного общественного форума «Диалог цивилизаций». М.,№2 2004 сс. 128- 134.
15. Интеллектуальная культура ислама: между наукой и теологией // Вестник Международного общественного форума «Диалог цивилизаций». М., №1 2005 сс. 236-246.
16. Москва – третий Рим // Восточный свет. 2005.№ 4. 1 п.л.
17. Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества // Совместное издание Евроазиатского еврейского конгресса и Совета муфтиев России, М. 2007, с. 79.
18. Роль и место мусульманской общины в историческом развитии московского социума. Историография и методология проблемы. // Журнал «Восток» ( «Oriens). 2010, №3. 0,75 п.л.
19. Мусульманский компонент в истории полиэтничной Москвы // Журнал «Вестник российской нации». 2012. №4-5. 0.5 п.л.
20. Москва как многонациональный мегаполис // Диалог культур в условиях глобализации. XII Международные Лихачевские научные чтения. СПб, 2012. 0,5 п.л. 21. Почему Москва обязана своим величием ханам? ( смыслы и ценности кросс-культурных связей тюркских и славянских народов России) // Диалог культур : ценности, смыслы, коммуникации. XIII Международные Лихачевские научные чтения. СПб, 2013. 0,5 п.л.
22. Историческая роль Москвы в процессе формирования России как многонационального государства (к вопросу тюрко-славянских связей) // Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. 19 сентября 2012 г., Великий Новгород. М.: Научный эксперт, 2013,сс. 100-105.
23. Академическое исламоведение и исламское богословие на пути к сотрудничеству // Ислам в России. Наука и образование. Материалы научной конференции 27-28 сентября 2013 г. Санкт-Петербург 2013, сс. 21-24.
24. Караван-сарай Москва : к вопросу о новых тенденциях развития современных мегаполисов // Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские научные чтения. СПб, 2014. 0.5 п.л.
25. Татарская Московия: культурно-политический аспект // Вестник РУДН, серия : Всеобщая история 2017 vol.9, №2 сс. 169-183.
26. Мусульманская община Москвы в 1917-1930 гг. // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2017 том 16 №1. 0,5 п.л.
27. Urban islam как новый этнокультурный феномен современного европейского мегаполиса: от ретроспективы к перспективному видению проблемы // Islamology Том 8, №1 2018. Сс. 43- 56.
28. Русское летописное наследие в свете кросс-культурных связей тюркских и славянских народов России: от «идеологии молчания» к идеологии этноконфессионального согласия // Вестник Института Востоковедения РАН №1 2019, Сс. 140-151.
29. Формирование культуры диалога: опыт прошлого в преломлении к задачам межрелигиозного сотрудничества // Ислам и христианство: на пути к диалогу. К 40-летию принятия декларации Nostra aetate/ Серия «Диалог». – М.: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2006. Сс. 31-35.
30. Концепция знания в исламе: о старых и новых возможностях компромисса между теологией и наукой // Философия и ценности мусульманской культуры. Сборник материалов по итогам конференции «Сагадеевские чтения» (2011) – М.: РУДН, 2012 сс. 20-31.
31. Москва мусульманская // Аналитический еженедельник «Власть» №38 (1143) 23.09.2015 VLAST. KOMMERSANT.RU сс. 14-18.
32. «Мать правоверных» и «Лев Аллаха» в контексте пророческого предания и ранней истории Халифата ( к вопросу о причинах фрагментации исламского джамаата) // Ислам в современном мире. 2020; 2; 47-56.
33. Пророческие предания об исторических корнях внутриисламской разобщенности: сунниты, шииты, эмиры и везиры // Восток (Oriens ). 2020, №3, сс. 154-167.
34. Мусульманская община Москвы XVIII-XIX вв. в контексте либерализации религиозной политики // Вестник РУДН. Серия «Всеобщая история», 2017 том 9, №1 сс. 67-78.
35. Современный татарин-это человек сложной идентичности // Идель, 2018 №2 (341) сс. 3-7.
36. «Прикладное исламоведение как эпистемологическая концепция (междисциплинарный метод в изучении хадисной литературы и аутентичной Сунны)» // VII Всероссийская научная конференция «История востоковедения: традиции и современность». Москва. 4-5 декабря 2019. 0,3 а.л.
37. Ancient Moscow as a cusp town of monotheistic traditions // III Forum of CIS scholars. Istanbul. October 1-6, 2019.
38. Истоки суннитско-шиитского раскола в исламе:что говорят хадисы и Сунна Пророка (к вопросам теории и практики хадисоведения) // Освоение мира. Памятные страницы истории Арабского Востока. М.: ИВ РАН 2020,сс. 175-189.
39. «Ах, мусульмане те же русские...» (Мусульманская община Москвы: страницы прошлого и настоящего) // Московский журнал.История государства российского. №11 (359) / ноябрь 2020, сс. 20 -28.
40. Этюд об историческом диалоге двух столиц // Московское наследие №1 май 2021, сс. 84-87.
41. Аксиология «ар-рида» в контексте идеологического раскола в раннем халифате // Материалы научной конференции «Сагадеевские чтения - 2022». М. Садра 2022. сс. 54-62.
42. Степан Кучка как основатель Москвы: к вопросу об актуализации проблемы кросс-культурных связей тюркских и славянских народов России // Туган жир. Родной край. Специальный выпуск 2022, II. Казань 2022, сс.171-178.

Книги и монографии

1. Очерк истории ливийской литературы XIX-XX вв. – М.: Наука,1993 ( 10 п.л.).
2. История Ливии в новое и новейшее время. – М.: Наука, 1993 ( в соавторстве, 12 п.л.).
3. Литература Туниса (История национальных литератур Магриба). – М.: Наука Издательская фирма "Восточная литература", 1993 (в соавторстве)
4. Москва мусульманская: история и современность. – М.: «Умма», 2004 (16 п.л.).
5. Главная мечеть России. - М., 2005 (1 п.л.)
6. Москва мусульманская - Эр-Рияд, Центр исламских исследований имени короля Фейсала, 2006 (на арабском языке, 16 п.л.).
7. Ислам в Москве – М.: Логос, 2007 (8 п.л.).
8. Многонациональный мир Москвы: от города к мегаполису – М., МОФ «Диалог цивилизаций», 2015 (10 п.л.)
9. Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы: опыт прошлого и современность – М.: ИВ РАН, 2015 (14 п.л.)
10. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М., 1999 (4 п.л.).
11. От Кучки до Гайнутдина: мусульманский мир Москвы // Кучково поле, М. 2022, с. 288 ( 18 п.л.)
12. Восток в историческом наследии Москвы (XII- нач. XX в.). Памятники культуры, искусства и литературы // М.: Кучково поле, 2023. 192 с. (24 п.л.)